В
В состоянии помутненного сознания я купила моему четырехлетнему сыну сборник рассказов Николая Носова В«Живая шляпаВ». Книга большая, тяжелая, в твердой обложке, с яркими красивыми иллюстрациями.В
В
Уселись мы читать. Боже мой! Даже не так. БОЖЕ МОЙ! Серьезно. Со своего детства я за Носовым такого не припомню. Токсичные родители, шантаж, риск похищения и ещё бог знает каких последствий — вот краткий список ключевых моментов нескольких рассказов, которые мы успели прочесть. Книгу я уже спрятала, но молчать не могу.В
В
В
Итак, какие же рассказы нам попались.В
В
В«И я помогаюВ». История про неудавшееся похищение с возможным изнасилованиемВ
В
Это история про пятилетнюю девочки Ниночку, которая взялась показать пионерам, собирающим металлолом, кучу этого самого металлолома. Куча эта находилась в нескольких дворах от её собственного двора, куда безалаберная бабушка выпустила её погулять одну. На прогулке отважная Ниночка познакомилась с пришлыми пионерами немного бандитского вида, которые искали металлолом, и вызвалась показать им залежи этого богатства. По дороге она заблудилась, но все-таки кучу они в конце концов нашли. Потом благородные пионеры проводили девочку до дома, где спохватившаяся бабушка уже пила валокордин.В
В
Ниночка знакомится с сомнительными пионерами.В
В
Итак, ему нас учит это произведение:В
В
1. Детям можно гулять во дворе без присмотра. Возможно, пятьдесят и даже двадцать лет назад так и было, но не сейчас. Вероятно, многие родители сейчас вспомнят, как целыми днями бегали во дворе безо всякого присмотра, а домой их звала мама, на три четверти высунувшись из окна. Сейчас мало какие родители, по крайней мере в столице нашей родины, отважатся на такое.В
В
2. Можно знакомиться со взрослыми мальчиками малоинтеллигентной наружности.В
В
3. Можно покидать пределы своего двора в сопровождении малознакомых людей.В
В
4. Можно не предупреждать о своем местонахождении родных.В
В
По ходу чтения приходится комментировать каждый сюжетный поворот и действия героев и рассказывать сыну, почему так поступать нельзя.В
В
Сейчас в мой адрес полетят помидоры с формулировкой повышенной тревожности и гиперопеки, хаха.В
В
В«ОгурцыВ». История про мать-шантажисткуВ
В
Этот рассказ, наверное, все помнят с детства. Двое приятелей стащили с колхозного огорода по несколько огурцов. Один из них, вернувшись домой, начал хвалиться трофеями своей маме. Мама попросила вернуть добычу на место, пригрозив какими-то жуткими совершенно вещами.В
— Не пойду я! У дедушки (сторожа) ружье. Он выстрелит и убьет меня.В
— И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.В
В
Вот так. В рамках педагогического примера мать готова отказаться от сына ради каких-то там жалких огурцов. Ну ошибся ребенок, не оценил морально-этическую сторону дела. Но не отказываться же от него в самом деле из-за этого. Тем более говорить такое в лицо собственному сыну!В
В
В
Мать переусердствует с воспитательными практиками.
В
Шантаж самым дорогим — материнским доверием, любовью и безусловным принятием. Разумеется ошалевший от таких перспектив герой рассказа отнес огурцы на место и примотал из скотчем к грядке (ну почти). Конечно, учить ребенка тому, что брать чужое нехорошо, надо, но не такими же методами.В
В
В«ЗаплаткаВ». История про игнорирование и отказ в помощиВ
В
В этом рассказе главный герой, спасаясь от собаки, порвал штаны. На просьбу маме зашить штаны, он не только получил гневный отказ, но, что ещё важнее, не получил никакой помощи, даже совета, даже ценного указания, как подступиться к проблеме самостоятельно.В
Мама рассердилась:В
— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?В
— Я больше не буду! Зашей, мама!В
— Сам зашей.В
— Так я же ведь не умею!В
— Сумел порвать, сумей и зашить.В
В
Современный флагман детской психологии, Юлия Гиппенрейтер, учит золотому правилу, которое звучит так: «Давай вместе». Если ребенок чего-то не умеет, он сам и не научится до тех пор, пока с ним не сесть и не показать, что и как именно надо сделать. И только после этого можно рассчитывать, что постепенно навык укоренится и перейдет в разряд самостоятельных, освобождая маму таким образом от очередной обязанности. Никому же не приходит в голову шестимесячному ребенку дать ложку и заставить его есть. Так же и с детьми постарше.В
В
В
Добрый иллюстратор так нарисовал маму, что становится понятно, почему ей не хочется зашивать порванные штаны. После этой картинки я ей даже сочувствую.
В
Словом, отложили мы пока Носова до поры до времени. А может быть, и вернемся когда-нибудь. Ну или никогда. Да, пожалуй, никогда — оптимальное решение.
В